Возможности тюнинга АКПП, плюсы и минусы

Прежде чем приступить к рассмотрению данной темы, необходимо определиться с некоторыми аспектами. 

1.Какие цели преследуются при выполнении тюнинга  АКПП:

а) увеличение  надёжности, долговечности запаса прочности.

б) изменение характеристик: крутящего момента на старте, передаточных чисел, скорости переключений, момента включения гидротрансформатора динамики предельных скоростей езды.

в) устранение каких-либо уже имеющихся проблем.

2.   Какие существуют методы тюнинга.

а)  Химический – специальные ATF, тюнинг – присадки, жидкости модификаторы, победители трения металла, жидкости реабилитирующие прокладки и резиновые уплотнения, другие чудодейственные средства, улучшающие характеристики, устраняющие проблемы и продлевающие срок службы АКПП по утверждению их производителей. Обычно родина таких чудо средств США.

б)    Качественный - изменения качества  материалов,  из которых изготовлены запчасти и их конструкции без изменения выходных характеристик и функциональности.

в)   Конструкционный (глубокий) – изменение конструкции запчастей и агрегатов с целью преобразования выходных характеристик АКПП:  крутящего момента , усилия на старте, передаточных чисел, скорости переключений, момента включения блокировки гидротрансформатора, смещение диапазонов переключения относительно.

г)  Программный – изменение алгоритмов переключения и адаптации методом перепрограммирования  и перерегулировки.

Теперь по очереди рассмотрим все методы тюнинга и оценим, что положительного они могут принести, какие возможности и последствия ожидаются в результате их применения.

Химический тюнинг:

1.Жидкость для промывки  АКПП, например “LUBEGARD”, “HI-GEAR”,”AUTOMATIC TRANSMISSION FLUSH”  применяется перед полной аппаратной заменой масла для многократного усиления моющих свойств  ATF. Заливается в АКПП, после чего машина эксплуатируется на всех режимах в течении 10 – 20 минут, вымываются все остаточные отложения, после чего проводится полная замена ATF.  Положительный эффект: максимально вымываются все продукты износа и разложения даже из трансформатора. 

   Уже повреждённой или сильно изношенной по причине вымывания  “полезных ” отложений  в уплотнениях, в местах износа и их разгерметизации, или эффекта “тромба”  (окончательного засорения масляных каналов) крупными элементами отмывшихся продуктов износа.

2. Присадки герметики: например WynnS AUTOMATIC TRANSMISSION STOP LEAK  используются для устранения течей в стоках АКПП. Заливается при возникновении течи в рабочую жидкость на 1-3 тыс. км до полного её прекращения. После чего проводится полная замена ATF без промывки.

 Положительный эффект:  устраняются утечки ATF из АКПП без дорогостоящей разборки.

Отрицательны эффект: нарушается работа  соленоидов, механических клапанов и плунжеров, возможен эффект “зависания”. Иногда забивает масляные клапаны гидроблока.

3.  Присадки кондиционеры металла: например” Hi GEAR TRANS EXTEND  WithER” тюнинг для АКПП “реагент 2000” заливается на весь срок службы ATF до следующей замены. 

         Положительный эффект: снижает трение в подшипниках и зубчатых зацеплениях, снижает износ трущихся металлических деталей, чем увеличивает их долговечность.

         Отрицательный эффект: снижается сцепление фрикционных дисков, провоцируя их пробуксовку, что ведёт к их износу.

4.   Присадки для реабилитации резиновых поршней и уплотнений в  АКПП: например “TRANS-X K&W” .

           Положительный эффект: иногда приводит ненадолго в чувства потерявшие эластичность поршни и уплотнительные резинки, может нормализовать работу АКПП на продажу.

           Отрицательный эффект: присадки содержат комплекс растворителей вызывающий частичное набухание и размягчение резинок. Из-за  чего они изменяют свою структуру и быстро изнашиваются.

5.     Универсальные присадки типа “ XADO-1 stage transmission”  обещающие все положительные эффекты одновременно. Нужно отметить, что в составе любой ATF (даже самой дешёвой) присутствуют все необходимые присадки для оптимальной работы АКПП, оптимальность состав и пропорции которых определяются серьёзными научными исследованиями. На рынке предлагается огромный ассортимент присадок модификаторов  и ревитализантов как от солидных производителей типа “Hi GeaR” так и не понятного происхождения. Обещания фантастического характера: зарастание металлических износов, модификация поверхностей на нано уровне, восстановление всевозможных свойств, победа над трением и шумом. Некоторые составы действительно вызывают положительный эффект, но, к сожалению, на крайне короткий срок которого обычно не хватает, на то, чтобы доехать до рынка и продать  доверчивому покупателю ваше  авто.

Отрицательные последствия чудо лекарства не заставят долго ждать. По-моему, это даже как-то не этично. Мне чем-то это напоминает торговлю БАДами в наших аптеках - кто верит, тому помогает .

Физико-химический тюнинг:

  Состоит в проведении цементации и закалки в различных средах металлических  деталей требующих усиления конструкции, для чего детали выдерживаются при  высоких температурах в растворах и расплавах различных неорганических и органических соединений с последующим охлаждением по специальной технологии. Это крайне дорогостоящий, но достаточно эффективный метод.

   Положительный эффект:  даёт серьёзное увеличение прочности металлических поверхностей деталей.

    Отрицательный эффект:  требуются возможности высокотехнологичного заводского производства, в кустарных условиях обычно результат бывает плачевным.

    Качественный тюнинг:  направлен на улучшение технических характеристик путём изготовления деталей из более износостойких и продвинутых материалов иногда с изменением их конструкции с целью увеличения надёжности. Обычно это изготовление  суппортов и корпусов сцепления из более высоколегированных и более дорогостоящих сплавов, замена подшипников скольжения (биметаллических втулок) на игольчатые подшипники с вращающейся отсекающей втулкой, встраивание стальных сепараторов в насосы с алюминиевыми ступицами, замена стальных уплотнительных колец тефлоновыми и наоборот, замена бумажных прокладок на полимерные, уплотнительных резинок на силиконовые и полимеры высокого давления, замена фрикционов с картонными накладками на кевлеровые металлокерамические и карболовые, установка дополнительного радиатора охлаждения, поддона увеличенной маслоёмкости. Изготовлением таких деталей занимаются такие фирмы как SONNAX (доработанные узлы и запчасти), ALTO products corp Ray bestos (спортивные фрикционы и стальные диски). К сожалению ассортимент подобных изделий крайне ограничен поэтому очень часто доработки проводят самостоятельно или в кустарных условиях, что не даёт необходимого качества .

     Положительный эффект: при правильном расчёте даёт многократное усиление прочности, возможность значительного увеличения  мощности двигателя, комфортность езды не ухудшается.

     Отрицательный эффект: крайняя дороговизна заводских тюнингованных запчастей (например, комплект кевларовых фрикционов на АКПП стоит от 1 500 до 3 000 $), ошибки в расчётах при переделке   конструкций, плохое качество кустарных изделий.

       Конструкционный (глубокий) тюнинг: ведётся по всем направлениям.

     Гидротрансформатор: в простейшем случае устанавливается с меньшего объёма двигателя для передачи большего крутящего момента на старте в режиме гидродинамической передачи, быстрее переключается на жёсткую блокировку при большом крутящем моменте двигателя. Усиливаются лопатки  турбинного и насосного колеса, устанавливается кевларовая накладка на блокировку Г/Т  устанавливается усиленная обгонная муфта реакторного колеса , меняются опорные подшипники и шайбы. В лучшем случае покупается заводской спортивный  Г/Т или делается на заказ – цена от 800 до 2 000 $ . 

            Система охлаждения: устанавливается дополнительный радиатор, коммутирующийся к штатной системе охлаждения масляным термостатам, либо термодатчик  с электроклапаном (эта штука обязательна, в противном случае зимой АКПП будет замерзать и испытывать жестокий износ на холодную). 

             Масляный насос меняется  на агрегат большей производительности за счёт увеличения объёма кочерги и шестерёнчатой пары. Это необходимо для увеличения общего давления в магистралях и устранении его флюктуации (этот узел из разряда чудес в заводском понимании встречается редко, а кустарное изготовление крайне сложно).

            Гидравлическая плита дорабатывается путём притирки частей с целью устранения утечек давления в зазоры и избавления от бумажных прокладок. Устанавливаются тюнингованный комплект соленоидов большей производительности и быстродействия. Перекалибруются отверстия в сепараторной пластине и жеклёрах. В механической части АКПП проводятся все мероприятия описанные в разделе “качественный тюнинг”, плюс в корпусах сцепления уменьшается зазор за счёт подбора спортивных фрикционов и стали соответствующей толщины (обычно большее количество более тонких элементов). Подбирается планетарный ряд с  повышенным значением передаточных чисел первых скоростей , желательно то же из группы PERFOMANS .

           Программный тюнинг (относится к глубокому) возможен только на АКПП имеющих регулируемое адаптивное управление (в противном случае придётся переделывать или создавать другой блок управления, что представляется слабо возможным) требуются следующие изменения алгоритмов функционирования.

1.Изменение естественного значения точки  STALL SPEED без блокировки тормозов точка трогания автомобиля с места с 2 000 об/мин  до 3 000 об/мин  двигателя (для повышения динамичности старта, он должен проходить на более высоких оборотах).

2.Сократить до минимума длительность момента до включения жёсткой блокировки трансформатора (необходимо для передачи большего усилия) .

3.Согласование подачи сигнала на переключение АКПП при 3 500 – 4 000 об/мин. Весь этот грандиозный набор мероприятий есть смысл проводить в случае увеличения мощности двигателя в 2 – 3 раза до 400 – 800 л. с. Либо при проведении СВОПА (замены двигателя на значительно мощнее), в противном случае система работать не будет и даже при этом переключение будет выполняться крайне жёстко даже когда всё будет выполнено корректно с правильными расчетами, что несомненно под силу только очень квалифицированными в области тюнинга АКПП специалистами. В заключении, чтобы охладить пыл желающих изнасиловать своё АКПП скажу, что сколько – нибудь ощутимый эффект от такого тюнинга начинается при дополнительном вложении относительно стоимости обычного ремонта от 3 000 $ и заканчивая 10 – 15 000 $.



Комментарии
Комментарии отсутствуют
Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям
Хотите поделится знаниями?
Добавить свою статью