FAQ Установка МКПП BMW на моторы TOYOTA серии JZ и UZ

Ни для кого не секрет, что моторы серии JZ ( речь пойдет в основном о JZ, хотя большинство информации характерно и для UZ ) в дрифте на сегодняшний день являются одними из самых популярных ( если не самыми популярными ) по всему миру. Они достаточно просты, довольно недороги, очень надежны, порядком мощны и имеют большой потенциал по увеличению этой самой мощности.
Но, несмотря на кучу плюсов, есть и небольшая ложка дегтя. Это выбор механической коробки. Итак, что нам может предложить Тойота?
1) R154, которая ставилась на турбо JZ. Очень надежна, пожалуй, на этом ее плюсы заканчиваются. Стоимость сопоставима со стоимостью мотора 2JZ-GTE. Еще и поискать ее придется.
2) W58, которая ставилась на атмосферные JZ. Существенно дешевле 154-й, по отзывам стоковый 1JZ-GTE держит, но с переменным успехом.
3) Гетраг v160 за какие-то нереальные деньги
Негусто. А есть что-нибудь подешевле, достаточно надежное и распространенное?
Есть!
Ну и так мы, собственно, подошли к основной теме разговора. Коробки BMW зарекомендовали себя как очень надежные и дешевые. Остается их только переделать. Слишком сложно? Ничуть!

Какие коробки и от чего следует применять?

Пожалуй, лучшими вариантами по соотношению цена/качество являются:
1) Гетраг 260/5 с 323i и 325i, части 325е и 325ix ( до марта 1986 г. ) е30 и 520i е34 с м20б20. На этих моделях коробка имеет фланец под так называемую малую эластичку ( сравнительное фото эластичных муфт кардана будет ниже ). Эта же коробка, только с большой эластичкой ставилась на части 325е и 325ix ( с марта 1986 г. ) е30, 525e e28 c M20b27, 525i e34 с М20b25, а также на М30 моторах с несколько видоизмененным колоколом ( что, впрочем, принципиально на выбор не влияет ) на автомобилях 525i, 528i, 535i в кузове е28, 530i и 535i в е34 кузове, а также автомобилях 6й серии в кузове е24 и 7й серии в кузовах е23 и е32. Кроме того, ставилась она и на турбодизелях М21 ( с большой эластичкой и иным колоколом ) на моделях 325td e30, 525td e28 и е34. А также на части е34 с М50b20 и М50b25 моторами. Внимание! Фланцы выходного вала под малую и большую эластичку на Гетраг 260 ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫ! Не забывайте ставить новую стопорную шайбу на гайку фланца, она имеет свойство откручиваться. Особенность этих КПП – 5я повышающая передача ( это следует учитывать при подборе передаточного числа редуктора ). Рекомендуется к установке для Тойот, которые часто ездят по городу и трассе, т.к. выбор редукторов у них очень ограничен, а также в случае если проверенная коробка уже есть или имеются в наличии сопутствующие кардан, кулиса, не требующие переделок. В других случаях следует присмотреться к коробкам марки ZF с с пятой прямой передачей. Надо учитывать, что Гетраг 260 ( а также ZF S5-16, Гетраг 240/245/262/265 ) это довольно старые МКПП, их состояние тяжело идентифицировать без вскрытия и последующего тщательного осмотра. Годы иногда берут свое. А гарантию на коробки под перевар из продавцов никто не дает, не возвращать же продавцу коробку с колоколом под другой мотор :D


Гетраг 260/5

 


Getrag 260/5

 

 


Гетраг 260/5 под UZ

 

2) ЗФ 310/320/260. Первая ставилась на 325i e36 самых ранних выпусков до сентября 91 г., универсалах 323i е36 и 328i e36 с любым типом кузова, 523i и 528i е39, 728i e38 до июня 1996г., 525i е34 с М50 на протяжении всего периода выпуска, а также на легендарной М3 е36 с 90 по 95 года. Затем она была заменена на 320й ЗФ и еще долго применялась кроме перечисленных на огромном количестве моделей, таких как 323i, 328i е36; 328i, 330i e46; 523i, 525i, 528i, 530i е39; 728i е38; Зет3 2.8, 3.0, Зет3 М и других. Они имеют фланцы под большую эластичку ( невзаимозаменяемы с фланцами Гетрагов 260 ). ЗФ 260 ставилась на турбодизельных М51 моторах моделей 325td/tds e36, 525td/tds e34 и e39, 725 tds e38. Отличается от 310/320 только более короткими первыми четыремя передачами ( особенно первой, остальные незначительно ) и формой колокола. Особенность всех этих КПП – пятая прямая передача ( Внимание! С этой и другими МКПП с пятой прямой передачей для комфортной езды требуется довольно "длинный" редуктор с малым передаточным отношением ). На мой взгяд, самые перспективные коробки для любых целей — надежнее, новее.
Сноска. Секретное число "3". Это для тех, кто не любит читать и задает очень много вопросов в личке, на которые ответы есть здесь. Задал пару глупых вопросов — назови секретное число. Не назвал-гоу читать статью.

ZF S5D 320Z

ЗФ 320

 


ZF 320. Оба 2000 года. Масляные следы могут быть как из сальника штока (см.ниже), так и из сапуна при транспортировке

 

 


Гетраг 260 вверху и ЗФ 320 внизу

 

3) Гетраг 250 ставилась на 320i,323i,325i в 36 кузове; 320i,323i,325i в 46 кузове; 520i в 34 кузове; 520i,523i,525i в 39 кузове; Зет3 с 2 и 2.2 моторами. Они имеют фланцы под малую м12 эластичку. Имеют пятую прямую передачу. Почему то, они редкие гости у нас. Возможно, незаслуженно)

 


передаточные числа коробок

 

Кроме них есть другие более крепкие и современные МКПП, которые порой продаются за относительно небольшие деньги, но требуют особого подхода ( например, для МКПП GS5-39DZ с 330d e46 и 530d e39 довольно сложно подобрать сцепление из-за иной шлицевой части, а эластичка там огромная и дорогая, кардан, соответственно, тоже нужен свой ). За рубежом такие коробки ставят на автомобили с мощностью более 600 сил.

МКПП с моторов V8 и V12 использовать не удастся в связи с совсем иной формой колокола.

Самая распространенная болезнь БМВкоробок — текущий сальник штока кулисы — маленький сверху сзади. Обычно из-за него одного коробки имеют неидеальный вид. Цена вопроса — от 80 руб. Он одинаковый на большинстве коробок. Оригинальный партнамбер — 23 12 1 282 394. Хорошие производители — Элринг и Рейнц стоят 90-200 руб., оригинал БМВ около 500 руб. Меняйте сразу, на еще неустановленной коробке. Дел на 5-10 мин. Зато коробка порадует вас чистотой в будущем.
Иногда причиной течи может быть сальник хвостовика. Течет гораздо реже. Оригианльный номер на Гетрагах 200,240,250,260 — 23 12 1 205 340, на ЗФ 260/310/320 — 23 11 1 224 799. Меняется также недолго на снятой коробке, на месте подольше ( надо откручивать кардан ).
Текущий сальник первичного вала — редкий случай.

Сколько отрезать от колокола и от коробки?

Прочитай ответ на предыдущий вопрос и ты поймешь, что коробок огромное множество и, также как и к девушкам, к каждой необходим индивидуальный подход. Нет, мы, конечно, могли бы постепенно составлять энциклопедию переделки коробок. Но вот скажи, у тебя есть хоть один знакомый, который ведет журнал всех своих бывших с фотографией, биографией и массо-габаритными характеристиками? ) Главная задача – отрезать и сварить колокол и коробку так, чтобы половинки сошлись по диаметру, а первичный вал коробки вошел в подшипник коленвала. Подшипник коленвала, кстати, и у БМВ и у JZ одинаковый по внешнему диаметру, а внутренний диаметр берется исходя из применяемой КПП.
Для Гетрага 240 и 260, например, идет п-к 12х32х10 ( ВхНхШ )
Для Гетрага 250 и ЗФ 310/320 это п-к 15х32х10

 


П-к коленвала 15х32х10

 

Где у меня вылезет рычаг коробки после переделки?

Опять же, коробки разные, кулисы разные, расположение мотора разное, автомобили, в которые пихают JZ тоже разные. Корпус и тяга кулисы режется, варится, крепится по месту. При свапе в БМВ есть готовые варианты ).

Тут следует упомянуть про еще одну болячку бмвкоробок — разболтанная кулиса. Виной тому чаще всего разбитые втулки кулисы. Они без проблем точатся у токаря Дяди Васи за 100 руб. Их делают из капролона, латуни и других подходящих материалов. Также их можно купить в интернете. Есть опыт заливки отверстия эпоксидкой и рассверливания отверстия нужного диаметра — тоже работает. Вот чертежик. Верхний рисунок под широкий шарнирчик, но чаще попадается узкий — нижний рисунок. Такие же узкие втулки и в рычаге.
По кулисе также иногда изнашиваются:
— штифт 23 41 1 466 134 ( около 100 руб. за оригинал )
— обойма шара рычага кпп 25 11 1 220 600 ( оригинал около 600 руб., но помнится я покупал неоригинал номер BB1790 за 140 руб. );
— на некоторых Гетрагах 260 корпус кулисы ( площадка ) крепится к коробке через 2 маленьких сайлентблока. Номер сайлента 25 11 1 208 580 ( от 250 руб./шт. ). На этих коробках и обойма шара рычага своя — номер 25 11 1 207 744 ( 250 руб. )

 


втулки кулисы

 

Что делать с карданом?

Самое главное найти нужную переднюю часть кардана БМВ под свою эластичку. Мериете необходимую длину кардана. Далее находите в своем городе контору, которая сможет правильно отрезать, отцентровать и сварить переднюю часть кардана БМВ с частью вашего кардана. Процедура не очень дорогая – в нашем городе она стоит около 2 тыс. руб. В некоторых городах есть фирмы, которые специализируюся по карданным валам и смогут даже отбалансировать вам кардан после сращивания. Балансировать или нет – дело хозяйское. Примеров с неотбалансированными карданами, которые жили долго и счастливо множество. Данный способ сращивания не единственный. Можно пофантазировать ) Опять же, с БМВ есть готовые варианты. Иногда в кардане бывает изношена центрирующая втулка со стороны КПП. Оригинальный номер — 26 11 7 526 611 ( от 200 руб. )

Что делать с поперечиной крепления КПП?

Кастомить) Подушки крепления коробок бывают немного разные по форме, на Гетраге 260, например, оригинальный номер 23 71 1 175 939 ( от 150 руб./шт. ). На ЗФ 260/310/320 оригинальный номер — 22 31 6 799 331( от 230 руб./шт. )

Что делать с маховиком и сцеплением?

невиданный факт, что… инженеры из разных стран воруют друг у друга, бухают вместе, делятся опытом с коллегами (предпочтительное подчеркнуть ). В общем, маховики JZ и БМВ совпадают по центральному отверстию, разболтовке. Что это означает? А то, что помимо коробки мы можем применить и маховик со сцеплением от БМВ. Единственное, что потребуется сделать чтобы заводиться со стартера – это поменять на маховике БМВ венец с родного на JZ. Маховики мы применяем одномассовые от М20 и М30 моторов. В случае с М20 ( 320i,323i e21, 320i,323i,325i,325ix e30, 520i e28, 520i,525i e34 ) маховиком ( диаметр рабочей поверхности и диска 228 мм ) мы используем корзину M3 e30 2.3, она с запасом держит 1JZ-GTE, в отличии, от М20б20 корзины, хотя визуально они никак не отличаются. Также проблематично их пробить по партнамберу, т.к. многие неоригинальные запчасти давно не выпускаются и никакой информации в интернете о них нету. Надежнее купить новую корзину или комплект сцепления. Одномассовый маховик М30 ( диаметр рабочей поверхности и диска 240 мм ) ставился на 525i,528i,535i e28, 530i,535i e34, 728i,735i e23, 730i,735i e32, а также в облегченном виде на e28 M5, e34 M5 3.6, e24 M635CSi. Особенность этого маховика в том, что он ставится ВООБЩЕ БЕЗ ПЕРЕДЕЛОК! Т.е. у М30 одномассового маховика даже венец менять не надо, джеевский стартер крутит М30 маховик как родного! Со стандартным сцеплением остается много вопросов, у кого то отлично держит буст-ап, у кого то буксует на стоке, в различиях стандартных сцеплений я пока до конца не разобрался, а вот сцепление М5 под одномассовый маховик вполне можно рекомендовать на автомобили с мощностью 350-450 л.с. Удивительно, но практически без переделок подходит на М30 маховик комплект сцепления ЗМЗ под 405-409 моторы. Стандартную сцепу мы тестить не рискнули, а комплект ЗМЗ-Турбо Золотая Серия легко выдержал 2JZ-GTE VVTi на 225х полусликах. Для установки потребовалось лишь удалить направляющие штифты на маховике ( на ЗМЗ-корзине нет под них отверстий ), и распилить одно из крепежных отверстий в корзине на 2 мм. ОК, примем за факт, что инженеры ЗМЗ скопировали сцепление БМВ. Но тогда зачем было делать диск сцепления на 2 мм тоньше, а рабочую поверхность диска на маховике заподлицо с плоскостью крепления корзины, тогда как на БМВ она выпирает на 0,5 мм, остается загадкой. Т.е. ставить бутерброды из ЗМЗ и БМВ сцеплений я бы не рекомедовал. Комплект — пожалуйста)
Для М20 и М30 маховиков на ибэе можно приобрести различные виды комплектов сцепления, в том числе керамику.
Пусть вас не смущает тот факт, что отверстия в бмвмаховике под М12 болты, а в коленвале джея под М10. Это не беда — можно ставить без каких либо доработок в случае с М20 маховиком обычные автоматные болты М10х23х1,25 ( только следует выкинуть дистанционные шайбы-пластинки ), в случае с М30 маховиком ( он чуть толще в месте крепления ) покупаем высокопрочные М10 болты с шагом 1,25 подходящей длины ( примерно на 5 мм длиньше стандартных автоматных ) и закручиваем их моментом, рекомендованным Тойотой для своих болтов для автомобилей с механикой ( по памяти это порядка 8-9 кг ).

Сцепы под м20 ( 228 мм ) одномассовый маховик:
Диск 3172281000 (Meyle), 1878 005 615 (SACHS), 323 0146 16 (Luk)
Корзина e30 325i/e30 M3 M20b25/S14b23: 123008011 (Luk), 3082001454 (Sachs), 883082999618 (Sachs Perfomance)
Комплект 623032700 (Luk)

Сцепы под м30 ( 240 мм ) одномассовый маховик
Диск 324000116 (luk), 1878 005 619 (Sachs)
Корзина M5 e28/M5 e34 3.6 S38b35(36): 3082147033 (Sachs), 21211226041 (оригинал BMW), 883082999765 (Sachs Perfomance)
Комплект 624158800 (Luk)

 


слева М20, справа М30

 

 


М20 228 мм

 

 


М30 240 мм

 

слева М30, справа М20

 


слева М30, справа М20

 

 


диск сцепления М20 228мм Мейли

 

Что еще мне потребуется?

Эластичка ( малая, малая м12 и большая ) – экономить не советую, дешевые рвутся на раз, хорошо себя зарекомендовали эластички фирмы Lemfedor, но можно разориться и на оригинал BMW )

 


малая и большая эластички. малая м12 точно такая же как малая, только отверстия под М12 болты

 

Малая — диаметр межцентровый 78. Болты М10х55
Средняя — диаметр межцентровый 78. Болты М12х58
Большая — диаметр межцентровый 96. Болты М12х56
Партнамберы:
Малая 1048301 (Lemf)
Малая М12 1048401 (Lemf)
Большая 1048203 (Lemf)

РЦС – заказывается исходя из выбранной коробки. Бюджетно Patron, Fenox, дешево и сердито NK, LPR, курчаво ATE, совсем круто оригинал BMW. Резьба в цилиндрике М10х1 под стандартно развальцованную трубку. Лучший способ прокачки – большим шприцом из РЦС в ГЦС.
Партнамберы:
Для Гетраг 260:
РЦС — ( оригинал BMW ) 21 52 1 116 300
Для ZF S5D 260/310/320, Гетраг 250:
РЦС ( оригинал BMW ) 21 52 1 159 045
Вилка — 21511204229 или 21511223302 ( оригинал BMW ). Взаимозаменяемы.
Иногда бывают поломанными солдатики опоры вилки сцепления. Оригинальный номер на Гетрагах 240/260 — 21 51 1 202 659 ( около 100 руб. за оригинал ). На ЗФ 310/320 — 21 51 1 223 328 ( от 70 руб. за оригинал )

 


РЦС под ZF 310/320 NK

 

Выжимной — взаимозаменяемы практически все. Хорошие фирмы — SKF, Sachs, Luk. Цены примерно одинаковые.
Партнамберы:
VKC 2120 (SKF), 3151231031 (Sachs), 500003510 (Luk)

 


Выжимной ZF 310/320 Sachs

 

 



Комментарии
Комментарии отсутствуют
Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям
Хотите поделится знаниями?
Добавить свою статью